
Страна, которая пережила оккупацию в мировой войне, находится под протекторатом Империи, рядом находится «агрессивный сосед», который ищет только повод для того, чтобы поглотить это государство. Это внешние показатели. Внутренние узлы напряжения – многонациональное государство, хоть и имеет этническое большинство, но национальные меньшинства имеют радикальные организации, которые поддерживаются соседними государствами. Также, кроме напряжения на национальном уровне, присутствует подобная ситуация и на религиозном. И это далеко не полные условия (совершенно не касаюсь экономических показателей), с которыми пришлось столкнуться команде Ли Куан Ю в начале своего пути по изменению Сингапура.
Что было необходимо для успеха? Во-первых, программа (идея), во-вторых, команда, которая готова реализовать проект по модернизации (это Партия народного действия), в-третьих, воля команды реализовать поставленные задачи.
Так в 1954 году в Сингапуре была создана Партия Народного Действия. В политическом плане это рекордсмен. С 1968 по 1980 годы партии принадлежали все места в парламенте Сингапура. На выборах 2006 года она получила 66,6% голосов и завоевала 82 из 84 мест в парламенте. На выборах 2011 года получила 60,14% голосов (81 из 87 избираемых мест), на выборах 2015 года - 69,9% голосов (83 из 89 мест). Учитывая это, можно сказать, что в Сингапуре в некотором роде нет деления на исполнительную и законодательную власть. Потому как партия-победитель выборов, ПНД и формировала правительство (премьер-министры Сингапура от ПНД, они же руководители партии - Ли Куан Ю (1959-1990), Го Чок Тонг (1990-2004), Ли Сянь Лун (сын Ли Куан Ю - с 2004)). Представители ПНД с 1965 года занимают также пост президента Сингапура. За период нахождения ПНД у власти произошло фактическое сращивание её партийного аппарата с государственными органами.
По поводу самой команды, ее структуры. Она формировалась вокруг лидера и его ближайших соратников. Но дальнейшее формирование команды производилось по принципу подбора необходимых достойных людей. Далее приведу текст из книги “Сингапурская История”: «Министры моего кабинета и я оставались друзьями на протяжении 3-4 десятилетий. Некоторые из нас дружили еще со студенческих лет в Англии, где мы обсуждали будущее Малайи и Сингапура. Потом мы вернулись домой и вместе работали, чтобы завоевать массовую поддержку в профсоюзах и ПНД. Наша преданность общему делу и друг другу была глубока. У нас были твердые политические убеждения, иначе бы мы не боролись одновременно с англичанами и коммунистами, а позже - еще и с малайскими ультранационалистами. Самые прочные связи между нами возникли на раннем этапе борьбы, когда часто казалось, что мы будем уничтожены превосходящими силами наших противников. Мы держали свои политические разногласия внутри правительства, пока нам не удавалось согласовать свои позиции и достичь консенсуса. Только после этого мы выдвигали ясную политическую платформу, которую люди могли понять. Но уж
если правительство принимало решение, то его выполнение было для всех обязательно. Мы хорошо знали сильные и слабые стороны друг друга, и у нас сложилась хорошая команда. Когда министры, входившие в "старую гвардию", приходили к соглашению между собой, остальные члены правительства обычно соглашались с ними. У меня были хорошие отношения с коллегами, мне удавалось вписать общие принципы и идеи в рамки их функциональных обязанностей, не вступая в конфликт с их взглядами и убеждениями. В конце концов, они знали, что именно мне придется отчитываться перед избирателями и убеждать их переизбрать нас на следующий срок, так что я нуждался в убедительных аргументах. Руководство работой правительства не слишком отличается от дирижирования оркестром. Любой премьер-министр не очень-то преуспеет без способной команды. Хотя сам дирижер не обязательно должен быть выдающимся исполнителем, он обязан в достаточной мере знать основные инструменты: от скрипки до виолончели, и от французского рожка до флейты, - иначе он не будет знать, чего ожидать от каждого исполнителя. Мой подход заключался в том, чтобы поставить наиболее способного человека, имевшегося в моем распоряжении, во главе наиболее важного министерства.»
Сингапур – это Демократическое государство, с далеко несовершенной, но эффективной системой, у которой есть ряд черт: централизация власти, правящая партия (хоть и есть многопартийная система), опора государства на правящую партию (ПНД) и сильную исполнительную власть, высокий уровень персонализации в политике. Был сформирован принцип многонациональности, хоть и большинство граждан — это китайское население. Так сформировалась концепция меритократического общества, где действует принцип продвижения на государственные должности наиболее квалифицированных и талантливых кадров, независимо от их этноса, вероисповедания и социального статуса. Но, надо заметить, что такая форма власти сформировалась благодаря традиционной, конфуцианской, политической культуре общества (около 76% населения Сингапура – этнические китайцы). Это и создало условия и предпосылки формирования тоталитарной власти с персонализацией сильного лидера и патроната государства над личностью. Многое зависит от того, какие традиции присущи в обществе. Для Сингапура характерна одна модель и при ее реализации (авторитарная «власть достойных») государство достигло процветания. Так и для Украины не характерна Демократия. И только при реализации характерной для нашей страны формы управления – Гражданской Республики, нас также ждет успех. Если в Сингапуре государство само создает социальные лифты, выводя на руководящие должности достойных (причем может это делать и «принудительно»), то наша традиционная система самовыдвижения «достойных и квалифицированных кадров» перекрыта олигархической демократической системой власти с ее «клановой» и «кумовской» системой управления. И решение этой проблемы будет ключевым в развитии Украины.
Присоединяйтесь к построению Гражданской Республики. Чем нас будет больше, тем быстрее мы достигнем цели – построения Великой Украины!