
Генерал Аугусто Пиночет Угарте. Мифический образ военного лидера, который придет и порядок наведет, который привлекает многих до сих пор. Но действительно ли этот миф имеет под собой обоснование, и было ли экономическое чудо под его руководством?
В общем стоит обратить внимание, что все споры насчет «Чилийского чуда» связаны не только с деятельностью диктатуры Пиночета, но и противопоставлением ее периоду правления президента от социалистов Сальвадора Альенде. Про эти две политические личности можно сказать, что они скорее похожи между собой.
Они оба были авторитарны и своими экономическими и социальными потрясениями на десятилетие остановили страну в плане экономического развития.
По приходу к власти в 1970 году Альенде начал проводить масштабные реформы под названием La vía chilena al socialismo («Чилийский путь к социализму»). Суть реформ заключалась с одной стороны в национализации крупных предприятий (в первую очередь меднодобывающей промышленности и банковской системы) и завершении земельной реформы своего предшественника президента Фрея Монтальвы по дроблению крупных земельных владений на мелкие хозяйства и землевладельческие кооперативы. С другой стороны, в повышении зарплат, были заморожены цены на товары, введено бесплатное образование и медицинское обслуживание, запущена программа по жилищному строительству. Эти все факторы привели к кратковременному росту некоторых экономических показателей, была уменьшена безработица, повышено общее благосостояние граждан, особенно бедных слоев. Однако это было сделано в основном за счет дополнительного выпуска денег, эмиссии. «Печатный станок денег» краткосрочно привел к росту экономики, но постепенно денежные массы начали обесцениваться, а «замороженные» цены на товары привели к дефициту и развитию черного рынка. Надежды на получение средств на все социальные проекты за счет государственных монополий не оправдались.
Эти реформы и приход социалистического режима привел к тому, что Чили стало для США не только идеологическим противником (не забываем, что 70е годы – это разгар «Холодной войны» и любой «марксистский режим», особенно в Западном полушарии, рассматривался как враг) но и экономическим, так как нанесло убытки и американским корпорациям, которые инвестировали в горнорудную промышленность Чили. Благодаря опубликованным документам, известно, что США начало противостоять приходу к власти социалистов в Чили еще в период 1962-64 годов. Это была политика борьбы с распространением коммунизма в Южной Америке. После неудачных попыток не допустить к власти Альенде, с 1970 году началась работа по дестабилизации ситуации в стране для дальнейшего его свержения. Она включала в себя, как и экономические действия (всевозможные эмбарго, квоты, санкции т.д.), так и общественно-политические – дискредитации, контрпропаганда, финансовая помощь по организации забастовок и беспорядков, и других действий по дестабилизации ситуации и дискредитации правительства. Правительство же Альенде в свою очередь получало поддержку со стороны СССР и Кубы.
С октября 1972 года в Чили началась массовая забастовка грузоперевозчиков, которая переросла в массовые протесты и митинги по всей стране. Экстремисты от левых и правых партий и организаций устраивали террор на объектах инфраструктуры и военных складах. Правительство не было в состоянии справиться с этой ситуацией. Страна находилась практически в состоянии гражданской войны. Начало конца правления Альенде можно назвать восстание танкового полка 29 июня 1973 года (танковый путч). Этот мятеж был подавлен силами правительственных войск под управлением главнокомандующего Пратса. 24 августа под давлением военной верхушки Пратс уходит в отставку, его пост занимает Аугусто Пиночет. 11 сентября 1973 года состоялся военный переворот. Власть захватили военные, Альенде при штурме дворца погиб (по некоторым версиям был убит, по другим - покончил с собой).
Власть в Чили захватила военная хунта в составе: генерал Пиночет от сухопутных сил, адмирал Хосе Торибио Мерино от ВМС, генерал Густаво Ли от ВВС и генерал Сесар Мендоса от корпуса карабинеров. Со временем, он узурпировал власть единолично в своих руках.
Официально «осадное положение» в Чили продлилось в течение месяца после 11 сентября. По различным данным за этот период было убито от трех до тридцати тысяч человек. Под репрессии и чистки попали чилийские «левые», причем, как и реальные так и «подозреваемые». За первые три года правления Хунты арестам подверглись сотни тысяч человек, «исчезнувшие» исчислялись тысячами. За весь период правления Пиночета были осуждены – хотя бы на месяц заключения, хотя бы на крупный штраф (за нарушение комендантского часа, за участие в демонстрации и т.п.) около 500 тысяч человек (и это при населении около 10 миллионов в 70е годы).
Стартовали и экономические реформы Пиночета. Первым этапом был возврат всех земельных участков и национализированных предприятий своим прежним владельцам. С 1975 года в экономических реформах начали происходить перемены. Экономические реформы в Чили возглавила группа экономистов, которые в дальнейшем вошли в историю как «чикагские мальчики» (были выпускниками чикагской экономической школы). Для Чили настали времена «неолиберализма» в экономике по версии чикагского профессора Фридмана, так называемый план «шоковой терапии». План состоял в следующем: сокращение денежной массы, приватизация государственных предприятий, отмена контроля над ценами, повышение подоходного налога, замораживание затрат на государственный сектор и т.д. Экономика полностью была ориентирована на внешних инвесторов и импортеров. Внутренний производитель (особенно малый и средний) был практически не защищен. Уровень безработицы – в некоторых регионах и в особо кризисные годы доходил до 30-40 процентов. Такой уровень безработицы существенно снизил стоимость оплаты труда. Либерализация экономики вернула в страну и международные кредитные организации: Всемирный банк, МВФ и Межамериканский банк, продолжили дальнейшее кредитование экономики Чили. Это все в принципе привело к росту ВВП, но и внешний долг значительно вырос с 1974г. по 1988г. примерно на 300%. Экономика Чили только в конце восьмидесятых стабилизировалась и начала расти, но более 40% населения оказались в нищете, в то же время богатые слои населения (до 10%) ощутили прирост доходов более чем на 80%. И этот рост больше походил на возврат к допиночетовским» и «доальендовским» показателям.
В 1980 году в Чили была принята новая Конституция, одним из пунктов которой было то, что через 8 лет, то есть в 1988 году будет проведен референдум, который утвердит или отклонит кандидата от Хунты на дополнительный восьмилетний срок правления. 5 октября 1988 года 55,99% голосовавших на референдуме отказали Пиночету в следующем восьмилетнем сроке правления. После этого референдума были назначены выборы, которые в 1989 году выиграл Патрисио Эйлвин, представитель христианских демократов. Власть Хунты формально закончилась, хотя Пиночет еще оставался главнокомандующим армии до 1998 года и обладал привилегией пожизненного сенатора. Это были гарантии и иммунитет против возможного судебного преследования.
Осенью 1998 года Пиночет был арестован в Англии, где находился на лечении. Он провел почти три года под домашним арестом, прежде чем британское правительство решило отпустить его назад на родину. В 2001 г. уже чилийский суд принял решение о помещении Пиночета под арест. Ему предъявлялись обвинения в нарушении прав человека. В июле 2002 г. Верховный суд страны решил, что состояние здоровья Пиночета не позволяет ему предстать перед судом, и обвинения были сняты. Спустя несколько дней Пиночет ушел с поста пожизненного сенатора. В последующие годы было предпринято еще несколько попыток привлечь Пиночета к суду за финансовые преступления и нарушения прав человека. 30 октября 2006 г. он снова был помещен под домашний арест. Генерал обвинялся в казни двух политических противников в 1973 г. А 10 декабря 2006 г. Пиночет скончался.
Как итог, очень сложно назвать «чудом» ту экономическую модель, что сложилась в Чили в восьмидесятые годы. Это был скорее результат геополитического противостояния, в котором четко обозначились победители и побежденные. К победителям в геополитическом плане можно отнести США, так как они устранили еще один очаг коммунизма в Южной Америке и на практике провели испытания неолиберальных экономических реформ. Также победителями стали и международные финансовые организации типа МВФ и Мирового банка. Они вернули Чили в сферу своих интересов. Так что как в политическом, так и экономическом плане страна полностью отошла победителям. Чили в то время была тестовой площадкой для проверки общественных моделей и экономических теорий, некоторые получились, некоторые нет. Насчет положения граждан, если богатые слои населения были более или менее защищены при Пиночете, и обогащались дальше, то средний класс и бедные слои населения не имели никаких гарантий и полностью зависели от действий военной диктатуры.