Тема энергоносителей и цен на них в последнее время актуальна, как никогда. В то время, когда экономика Украины практически не развивается, а источники бюджета иссякают на глазах, власть придумывает способы, как выдавить из населения последнее. Известная тема, где олигархическая власть продолжает «греть руки», — это тарифы на газ, тепло, электроэнергию, отопление. Новая легальная схема заработка на тарифах уже внедряется с апреля месяца этого года. Так называемое стимулирующее регулирование, точнее внедрение RAB-тарифа, который увеличит доход монополистов на 30% что, в свою очередь, увеличит тарифы и для населения, и для бизнеса.

Что такое RAB?

Стимулирующий тариф или RAB-регулирование (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) предусматривает рост дохода компании в зависимости от размеров инвестирования.

Методика применяется для стимулирования компаний, которые работают с инфраструктурой. Это могут быть электрические и газовые сети, водоканалы, дороги, метро или аэропорты.

В Европе давно применяется данная модель стимулирования модернизации инфраструктуры.

Идея состоит в том, что компания, которая, например, эксплуатирует электрические сети, получает на свои вложения дополнительный процент в тарифе на дальнейшую модернизацию сетей.

Таким образом, в развитых странах власти стимулируют развитие инфраструктуры. От такой модели все в плюсе. Государство получает обновление инфраструктуры, потребитель, который за это все платит, качественную услугу, а инвестор — гарантированную прибыль на свои вложения в электрические, газовые сети или в водоканал.

Как RAB будет применяться в Украине?

В январе было опубликовано постановление Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ) №972, которым вводится методика тарифообразования для облэнерго.

Она предусматривает, что ежегодно облэнерго будет получать 12,5% от стоимости своих активов и новых вложений в них. Оценку стоимости актива проводит Фонд государственного имущества.

Например, если облэнерго будет оценено в 5 млрд грн, то каждый год владелец будет получать 625 млн грн.

Эти дополнительные деньги будут заложены в тариф на распределение энергии, что приведет к увеличению тарифа для конечного потребителя.

Почему ставка RAB в 12,5% на новые активы не будет эффективной?

Владельцы облэнерго, после перехода на стимулирующее регулирование, не будут мотивированы инвестировать в модернизацию инфраструктуры, поскольку только за существование актива они будут ежегодно получать гарантированные 12,5% от стоимости переоцененных активов.

В нынешней ситуации инвесторам выгоднее положить деньги на депозит в банке под большие проценты, чем рисковать деньгами, вкладывая в облэнерго под 12,5%.

Нужно ли стимулировать облэнерго?

Однозначно, но совсем по другой ставке. Например, процент доходности на старые активы должен быть уменьшен, а на новые (на те, которые создаст владелец облэнерго) — увеличен. Таким образом, у акционеров облэнерго будет стимул инвестировать в модернизацию сетей.

То есть, система должна работать по принципу: «Сначала инвестировал в сети, а потом через тариф вернул вложения и заработал».

Существующая методика предусматривает лишь снятие с потребителя через тариф дополнительных денег без мотивации собственников к инвестициям.

Таким образом, тарифы для конечного потребителя вырастут от 10-до 30%, а в некоторых областях в 1,5 раза по подсчетам самих энергетических компаний.

Власть позаботилась о том, чтобы владельцы энергогенерирующих и распределяющих компаний оставались с неслабой прибылью, перекладывая ответственность и расходы на конечного потребителя.

RAB-регулирование в том виде, в котором его хотят внедрить в Украине, будет еще одним примером необоснованного обогащения олигархов за счет потребителей.

На данный момент больше половины энергоснабжающих компаний, которые обеспечивают потребителей электроэнергией, принадлежат украинским и российским олигархам. В будущем государство планирует полностью выйти из капиталов облэнерго. Вряд ли нам стоит ожидать на приватизации иностранных инвесторов.

Газ, еще одна «золотая жила» для обогащения властьимущих. Для нужд населения и промышленности газ Украина получает из двух источников: импорт и собственная добыча. Если цена импортного газа, понятно, зависит от конъюнктуры рынка, то вот цена украинского газа, как ни странно, приравнивается к цене импортного и продается по завышенной цене. Учитывая, что в цене импортного газа заложена немалая маржа всех посредников, можно себе представить, сколько реально может стоить украинский газ. Но дело даже не в том, что цена велика, а в том, кто "снимает сливки". Было бы справедливо, если бы надбавка шла не в карманы нескольких человек Украины, а поступала бы в бюджет. А затем распределялась на медицину, образование, науку, армию, в конце концов. Но сейчас все наоборот, деньги за ресурсы забирают себе олигархи, а народ, кроме того, что платит налоги, дополнительно еще скидывается на покрытие дефицита бюджета. Власть то и дело цинично придумывает разные налоги, сборы и т. д.

Но этому беспределу можно и нужно противостоять! Пока граждане молча будут оплачивать счета, выставляемые им олигархией, та будет и дальше «доить» население.

Хватит быть жалкими терпилами, надо показать, что с нами не только можно, но и необходимо считаться!

Мы требуем:

  1. Перевод всех энергетических компаний в собственность государства, и только государство должно получать прибыль за использование энергоресурсов. Только при смене действующей системы власти на Гражданскую Республику это может быть возможным.
  2. Энергия должна быть дорогой с целью экономии энергоресурсов.
  3. Возможность понимать реальную стоимость потребляемых ресурсов и услуг, 100% учет и возможность самостоятельного регулирования. 

P.S. В статье использованы материалы с сайта https://biz.censor.net.ua из статьи Юрия Винничука.