Вхід
Контакти
Мапа сайту
Телефон:
067 732 6195

О ВРЕДЕ И ПОЛЬЗЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МВФ

Зображення користувача Геннадій Гросфілер.

В выпуске газеты «Гражданская республика» №708 было рассказано о том, что такое МВФ (Международный валютный фонд), а также был проведен анализ Меморандума, заключенного между тем самым Фондом и Украиной. Для более полного понимания вопроса о возможном наличии необходимости финансового заимствования у МВФ следует осветить еще некоторые моменты. Главным критерием для рассмотрения данного вопроса, на мой взгляд, является перечень и смысл поставленных официальных целей МВФ при осуществлении своей деятельности.

В соответствии со статьей 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:
1.Способствование развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы по международным валютно-финансовым проблемам.

2.Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия, как первоочередные задачи экономической политики.

3.Поддержка стабильности валют и упорядочение валютного режима среди государств-членов, а также избежание девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4.Оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создание у них состояния уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

6.Сокращение продолжительности нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшение масштабов этих нарушений.

В перечисленных целях просматривается смысл, с одной стороны, и основной, говорящий об оказании значимого влияния капитала на мировой арене, принадлежащего развитым странам - членам (акционерам) Фонда. Отсюда навязывание (диктовка) правил финансовой и экономической игры для слаборазвитых или развивающихся стран, имеющих сырьевой и геополитический потенциал. Такая деятельность объясняется стремлением в определенной мере к достижению валютно-финансового баланса в мире.

С другой стороны, это решение «не бескорыстно» поставленной задачи осуществлять помощь путем кредитования тем странам, которые сами не способны (вернее их руководство) развивать свою экономику. В результате такие страны, посаженные на «финансовую иглу», жертвуя своими ресурсами (в основном природными), обретают финансовую и экономическую зависимость от финансовых властителей мира сего.
В связи с этим, не вдаваясь в подробности системы финансирования Фонда, вкратце рассмотрим виды кредитования и кому кредиты предоставляются.

Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется. Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ:
1) «чистые» резервные транши — осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. Транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи;

2) кредитные линии (транши) - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условиях выполнения стабилизационных программ;

3) специальные кредитные линии - для стран - экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен. Используются для финансирования непредвиденных потерь в результате действия внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей;

4) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран — концессионные кредиты. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития, служащий основой программы структурных сторон. Срок погашения указанных кредитов - от 5,5 до 10 лет.

Указанные виды кредитования могут предоставляться странам – членам МВФ в зависимости от их квоты в МВФ. Страны с большими квотами, такие как США, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС используют, как правило, первый вид кредитования, предназначенный для текущего сбалансирования своей экономики, для ее развития. Хотя у некоторых из них задолженность перед Фондом растет. Даже не беря кредиты, этим странам выгодно участие в МВФ для поддержки влияния своих валют на транснациональном уровне. Другие страны - члены Фонда с меньшими квотами, соответственно с наименьшим правом голоса, имеющими более слабые экономики, могут использовать остальные виды кредитования. Такими странами являются, например, Аргентина, Чили, Эквадор, а также Украина, которые, к сожалению, не стали из-за кредитов МВФ жить лучше. Причина этого заключается в политике и рекомендациях МВФ в отношении развивающихся стран, суть которых состоит в том, чтобы выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге были направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развития национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. Именно поэтому страны, которые отказались от кредитов МВФ, начали возрождать свою экономику и чувствовать себя более независимо (Южная Корея, Ирландия, Венгрия).
Теперь конкретно об Украине.

Вспомним об этапах сотрудничества с МВФ. Итак, с сентября 1992-го Украина стала членом Международного валютного фонда. В октябре 1994-го Киев подписывает с Фондом соглашение о получении средств на поддержку системных преобразований (программа STF). Два транша совокупным объемом около $0,8 млрд. были направлены на финансирование правительственной программы стабилизации экономики (прежде всего, на обуздание гиперинфляции). Также деньги предназначались для стимулирования перехода к рыночным макроэкономическим механизмам (либерализация экспорта, реформирование бюджетной системы, ослабление госконтроля над экономическими процессами, приватизация). Благодаря выполнению этой программы, Украина в апреле 1995 года получила доступ к первой кредитной линии stand-by объемом $1,6 млрд.

По мнению специалистов, навязанные Фондом рецепты макроэкономической стабилизации привели к уничтожению целых отраслей промышленности, росту уровня бедности, формированию номинированного в чужой валюте госдолга, постоянной курсовой нестабильности и потере экономического суверенитета. По мнению наших экспертов, Украина, сделав ставку на сотрудничество с МВФ, выбрала губительную модель реформ. МВФ в девяностых годах проталкивал модель монетарной политики на либеральной основе как наибольшее благо для всего мира. Пользу от этого получили США, а переходные экономики - ничего, кроме мифа: "Делайте, как мы, и у вас все получится!" Нельзя странам с неконвертируемой валютой делать то же, что делают государства с конвертируемыми валютами. Политика МВФ, названная монетарным фундаментализмом, критикуется и западными экспертами, в частности, экономистом Джозефом Стиглицем. Тем не менее, многие эксперты признают, что кредиты МВФ не раз спасали украинскую экономику от краха, а давление миссий МВФ было едва ли не ключевым фактором, вынуждавшим власть идти на рыночные преобразования.

Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом длится уже 25 лет и включает 6 этапов. На первом этапе сотрудничество проходило в рамках программы МВФ “Механизм финансирования системных преобразований”. Это был инструмент поддержки стран, осуществлявших переход от плановой экономики к свободному рынку. Украина пользовалась кредитной линией объемом $760 миллионов.

Во время второго этапа (1995-1998 годы) Украина уже привлекла $1,9 млрд на стабилизацию экономической ситуации. Условия финансирования в этот период пересматривались несколько раз, однако в марте 1998 года МВФ прекратил программу, поскольку правительство не выполнило условия Фонда относительно показателя дефицита Бюджета и максимальных темпов роста денежной базы. На третьем этапе (1998-2002 г.) Украина привлекла $1,6 миллиардов. Правительству так и не удалось справиться с задолженностью по возмещению НДС и ликвидировать налоговые привилегии для крупных налогоплательщиков, как того требовал МВФ. Были и другие нерешенные проблемы. Но Украина добилась изначальных целей программы. В 2001 году ВВП вырос на 9,1%, инфляция была на уровне 6,1%, а золотовалютных резервов хватало уже почти на 8 недель импорта. В ходе четвертого этапа сотрудничества (2002-2008 года) Кабинет министров среди приемлемых форм дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ выбрал программу “Предупредительный стенд-бай”.

Однако в ходе этой программы сотрудничество свелось до уровня технической помощи, и реальных денег Украина не получала, чему в немалой степени способствовало экономическое восстановление, которое переживала наша страна в середине нулевых. В 2008-2013 годах (пятый этап) программа расширенного финансирования предусматривала $16 миллиардов. Украина должна была решать вопрос дефицита Госбюджета, проблему цен на энергоносители и девальвировать гривну. На непопулярные меры правительство Николая Азарова идти не хотело, и Украина стремительными темпами начала наращивать государственный долг и тратить Золотовалютный резерв. В целом в рамках этой программы Украина получила три транша общим объемом около $10,6 миллиардов. На следующем этапе 2013-2016 годах (шестой этап) сотрудничества с МВФ программой расширенного финансирования было предусмотрено порядка $17 миллиардов. В это время страна получила первый транш объемом $5 млрд, второй — $1,7 млрд и третий — $1 миллиард.
По результатам шести этапов сотрудничества с МВФ (международными кредиторами) по состоянию на 01.06.2017 года внешний долг Украины составил порядка 48 млрд. дол. США, который значительно превышает собственные золото-валютные резервы в сумме 17,6 млрд. дол. США.

Исходя из экскурса по этапам сотрудничества Украины с МВФ можно сделать выводы о вреде и пользе такого сотрудничества.

Вред для Украины.
1.Рост государственного долга Украины, связанный с некомпетентностью власти в подборе программ кредитования ввиду бессистемного подхода управления страной, в результате которого работает принцип «проедания» с возвратом прошлых кредитов и процентов по ним за счет получения новых траншей, увеличением налоговых, тарифных и других нагрузок на население;

2.Существующий синдром олигархической системы власти - власти временщиков, использующей кредитные средства для своего личного заработка при помощи разработанных коррупционных схем, в результате - падение престижа государства в международном сообществе и недоверие к действующей власти.

Польза для Украины, какая она могла бы быть.
1. Компетентность власти, подбирающей программы кредитования для развития экономического потенциала – градиентной, инновационной экономики страны, в результате которой работает принцип «вложение –заработок - возврат кредитных средств и процентов по ним за счет заработка»;

2. Проведение реформ властью для реализации п. 1;

3. Построение «Гражданской республики», благодаря которой Украина станет развитым и влиятельным государством, способным увеличить свои квоты и быть одним из лидеров в МВФ.

Геннадий Гросфиллер,
Член ГО «ПОСТУП»