Вхід
Контакти
Мапа сайту
Телефон:
067 732 6195

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ В ЦЕРКВИ

Зображення користувача Иван Савченко.

В рамках Доктрины мы рассматриваем передачу власти путем делегирования. Уже были приведены исторические примеры, когда нечто подобное было. Для тех, кому интересно, приведу еще один. Возможно, кому-то он будет интересен.

Некий прообраз делегирования существовал в первых христианских общинах (1-4 в. н.э.). Нельзя провести полную аналогию, т.к. церковные полномочия носят двойную нагрузку: социально-политическую и духовно-мистическую, последнюю рассматривать не буду.

После смерти Апостолов и их учеников возникла необходимость дальше кому-то нести бремя руководства (власти) в общинах. И тут возник вопрос: кто и как? Вся власть Церкви рассматривается, как синергия (т.е. взаимосвязь Бога и людей), то, что земное – человеческое и то, что духовное - от Бога. Аспект человека рассматривается, как полнота власти, которая принадлежит ВСЕЙ общине, а она, в свою очередь, передает (делегирует) одному или нескольким делегатам (епископ, священник, дьякон). Важно – носитель - вся община. Апостолами был оставлен свод правил (законов).

Как и везде и всегда, кто-то должен представлять интересы общины, возглавлять ее. Кто же становился во главе общины? Главой (епископом) становился человек, авторитет которого в общине был наиболее весом. На собрании общины обсуждались кандидаты из самой общины, и наиболее подходящий под духовно-моральные качества возглавлял ее. Важно: не сам кандидат бегал «выбери меня, а я вам пятое-десятое», а человек, который УЖЕ был в авторитете. Епископ от общины «А» не мог и не имел права влиять или представлять общину «Б». Если было два равноценных кандидата, то вопрос решался большинством голосов. Набравший наибольшее становился правящим епископом, другой мог стать викарным (т.е. заменяющим, вспомогательным). Примерно, как в США президент и вице-президент. Во время передачи власти (возведения в сан) вся община на богослужении пела «Аксиос!» т.е. достоин, что подтверждало тот факт, что вся община согласна с этим решением и вся ответственность за делегата на ней, и честь или позор за кандидата они будут разделять вместе.

Церковные решения принимались Собором. На него отправлялись все делегаты, а также представители общин делегатов, которые следили за тем, чтобы их делегаты не выходили за рамки своих полномочий. Важно: при демократии депутат получает «безлимит» на свои решения и избиратели уже никак не могут на его решения повлиять до истечения предвыборного срока.

У делегатов не было сроков полномочий, тут влияло множество факторов (особенности служения, продолжительность жизни, фактор, который я опустил в начале статьи и проч.). НО. У делегатов были четко прописанные полномочия и правила их соблюдения. За нарушения правил делегат мог лишится полномочий от общины. Его могли временно лишить полномочий до исправления, а могли и полностью исключить из общины. Делегат становился изгоем без всяких прав и привилегий.

Доступность делегата для общины была одним из ключевых критериев. Нельзя было закрыться в шикарной резиденции и быть закрытым от людей. Существовало много правил на этот счет. Как интересный пример, в африканских общинах епископу запрещалось иметь во дворе собак. Лично я не сразу понял, зачем. Оказалось, просто. Сторожевые собаки были препятствием для людей прийти на прием к своему епископу (делегату) в удобное для них время. Представляете Конча-Заспу без высоких заборов, охраны, камер, собак?

С приходом императора Константина христианство заняло ведущие позиции в жизни империи и многие из правил заменились «псевдодемократическими». Епископов выбирали: или сам император или епископы, священники на приходы начали назначаться, делегирование, как таковое перестало существовать….
Иван Савченко,
член ГО «Поступ»