Вхід
Контакти
Мапа сайту
Телефон:
067 732 6195

ИСТОКИ ГРАЖДАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Зображення користувача serghienko.

Мы публикуем серию статей об исторических основах гражданского управления. И начнем с ближайшего нам ментально, исходящего из Киевской Руси копного (вечевого) права, истоки которого идут от племенных собраний славян. К сожалению, сохранилось очень мало письменных свидетельств нашей давней истории, но мы располагаем источниками "со стороны" - русско-византийские договоры Х-го века, записи арабского путешественника Ибн-Руста и арабского писателя Аль-Марвази, византийских авторов Льва Диакона и Константина Багрянородного, западноевропейские хроники и трактаты.
Копа (купа) – это народное собрание наиболее авторитетных представителей родов и семей, решавших жизненно важные для общины вопросы, где общественные интересы ставились выше личных и судили "по совести". Народ выбирал от десяти дворов десятского, от ста дворов – сотского. Сами общины назывались «сотнями». Народное собрание судило и наказывало преступников, прощало покаявшегося, взимало штраф и возвращало обиженному отнятое, примиряло спорящих. Решения копы уважались и выполнялись всеми членами общины. Нарушалось копное право крайне редко.
«Закон Русский» (свод правил жизни общины) пришёл в Среднее Поднепровье в IХ веке вместе с балтами и карпатскими русами и стал общим для населения Киевской земли. В древнеславянском языке возникли и утвердились слова «суд», «закон», «право», «правда», «вина», «казнь». Перед Законом все были одинаково равны - имущественный статус не учитывался. Законодательные новшества, привозимые в русские земли с иных территорий, приживались у наших предков с трудом, так как ценилось и уважалось всё "отнее" (отцовское) и "деднее" (дедово). В ХI-ХII веках в Киеве появились братины – цеховые объединения русских ремесленников. Братина имела свой дом для собраний и выборные органы самоуправления, которые возглавляли избранные народом старосты (старшины). Члены братины были вооружены и объединены твердой дисциплиной. Они успешно противостояли давлению бояр и князей, которые, в свою очередь, вынуждены были считаться с трудовым людом, сдерживающим их корыстные аппетиты. В полномочие вече также входили призыв на княжение и утверждение князя на престоле. Так, в Новгородской республике первым самостоятельно призванным новгородцами князем был Святослав Ольгович.
Существовало также княжеское вече, которое выполняло роль исполнительной власти - указы, назначения "чиновников" и действия княжеской дружины утверждались им. Так, ополчение во время войны собиралось народным вече и было обязательным для всех. Княжеское вече также могло принимать самостоятельные решения - участие в войне, введение налогов, утверждение на престоле князя, однако его решения должны были получить поддержку на народном вече, иначе срывалось ополчение, не платились налоги, начинались беспорядки и не признавалась власть. Поэтому существование одновременно княжеского вече и народного уравновешивало интересы общества, не давая возможности узурпировать власть.
Копное право легло в основу вечевого права, действовавшего на Руси в начале Средневековья. Однако, с приходом в наши земли татаро-монгол, вече потеряло былую силу - князья, будучи подконтрольными Орде, представляли ее интересы, а не народные, да и народ был угнетен чуждой системой. Татары поставили на конвейер выплату дани, подавляя знать, вследствие чего она теряла свой авторитет у народа.
В дальнейшем вечевое правление претерпевало изменения и позднее «звичай права нашого копнаго» наиболее ярко проявился в Запорожской Сечи. О них мы поговорим в следующих выпусках.
Так, мы имеем очень глубокие корни истинного народовластия и самоорганизации, поэтому смена нынешней системы правления обусловлена не только социальными предпосылками, но и историческими - дело за временем и способом. В следующих выпусках мы рассмотрим другие известные истории способы гражданского устройства, в которых присутствуют элементы делегирования, но вече остается одним из немногих способов управления обществом, не знавших рабства.
Наталья Сергиенко,
член ГО «Поступ»